Предшественник, ГАЗ-3110, выпускался с 1997 года. Автомобилю удалось воплотить в себе довольно много стилистических и конструкторских решений из области «очень своевременно».
Но это было давно. Красивый, гармоничный силуэт, симпатичный салон в стиле «биодизайн», передовой двигатель с 16-ю клапанами и техническая простота были сильными сторонами машины.
ГАЗ-3110 запомнился «в веках» отвратительными деталями, ненадлежащим качеством сборки, крайне низкой коррозионной устойчивостью и архаичностью подвесок.
С конца декабря 2002-го года легковой конвейер встал. Причина – перепроизводство. Машины не покупали. Падение спроса вполне прогнозируемо. Волги насытили свою рыночную нишу.
Одна из предпосылок насыщения – большой срок эксплуатации машин. Он колебался что то от «двадцати лет» до «двух-трех моторов».
Сам ресурс двигателей до капитального ремонта официально – 350 тыс для ЗМЗ-402. Для ЗМЗ-406 норму как бы осторожно не установили. В массе своей ЗМЗ-402 порог в 300-350 тыс до капитального ремонта перехаживали. Для ЗМЗ-406 предприятия-эксплуатанты выработали стратегию с заменой цепей ГРМ и их натяжителей на 100-200-й тысяче (диагностика по шуму), далее замена (или КР) ЦПГ на 300-350-й и машину в утиль на 500-х и выше тыс.км. Для большинства предприятий заменить отслуживший свое двигатель труда не составляло. Однако с "уставшими" машинами обычно не церемонились.
Для частника с пробегом 15 тыс в год, 300 тыс. км – как раз 20 лет. Были Волги с ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 с миллионными пробегами.
Дальше, в качестве «персоналок» Волги свои функции исчерпали. Люди, которые раньше могли себе позволить «Волгу», массово пересели на следующий статусный транспорт и, обычно ГАЗ-3102 для этого, редко ГАЗ-3110, больше не покупали.
В качестве служебного транспорта ГАЗ не покупали часто тоже. Машина требовала регламентного ТО, в отличие от иномарок-современников. Позже (т.е. сейчас) понятие ТО прочно вошло в жизнь автомобилиста, но во времена новых ГАЗ-3110 новый же «Мерседес» можно было гонять по 50-80 тыс в год и заливать в него только бензин и масло. А Волгу в это же время почему-то надо смазывать и ремонтировать. Плюс пропасть по комфорту между машинами.
Обычно для тех кто "рылом попроще" и покупали Волги на предприятиях. Традиционно в качестве разъездной машины.
Компромиссом между персоналками и плебейскими автомобилями стали «доведенные» незаводские машины с импортными двигателями и трансмиссиями, салонами и ценами. Они заполнили нишу машин служебного предназначения, но чтобы «без излишеств». Т.е. их покупали предприятия как обычный транспорт, не рискуя быть обвиненными в нецелевых растратах.
Но эта прослойка была не заводская, напомню. Прибыль от продажи такой машины шла отнюдь не на зарплату работнику ГАЗа, а отпускные цены, скорее всего, были дилерскими. Т.е. заниженными.
Проект ГАЗ-3111, который был доведен до серийного производства, рассчитывали на любителей больших машин с большими деньгами. Такие любители, по причинам, упоминаемым выше, на Волгу ни-ни. Проект закрыли.
Богатые частники и организации отпали, остались небогатые.
У этих товарищей уже был выбор и неплохой из аналогичных по размерам «Волги» автомобилей. Из неявных преимуществ Волги – дешевизна и простота эксплуатации. Недостатки машины – ненадежность узлов и низкий комфорт. Для работников предприятия - и так сойдет. Худо-бедно для этих целей машины и покупали, повторюсь.
Однако, чтобы ГАЗ-3110 продавался и частникам, его остается только улучшить. Заодно часть средств предприятий, выделяемых ранее всяким "техносервисам" глядишь, удастся привлечь.
В 2000 г. завод приобретен промышленной группой "Базовый элемент". Сразу началось "наведение порядка", приведшее, в том числе, к появлению ГАЗ-31105. Новый собственник был заинтересован в улучшении продаж автомобилей. Осуществлено внедрение (цитата 2005 г.):
Производственной системы ОАО «ГАЗ», благодаря которой число неисправностей на один изготовленный автомобиль в 2005 году по сравнению с 2001-м сократилось в 1,4 раза, расходы на выполнение гарантийного ремонта сервисными предприятиями в сопоставимых ценах снизились в 2 раза.
Получилось не совсем то, на что рассчитывали.
ГАЗ до 2002 года был охвачен обычной постсоветской манией удешевления производства. Облегчалось и убиралось все, что попадало под руку. Заволжский завод шел на поводу у завода и ставил на двигатели все, что прикажут. Новый собственник ГАЗ "Руспромавто" (будущий "Базовый элемент") немало поспособствовал прекращению такой практики. С 2003-го Волги уже нельзя было упрекнуть в безалаберной сборке и сырых запчастях. ГАЗ перестал давать прибыль количеством, сконцентрировавшись на коренных модернизациях машин и их производства и повышении потребительских качеств.
ЗМЗ в 2001-м перешел под контроль "Северсталь-Авто" (будущий Sollers), и тоже кинулся повышать культуру, коренным образом меняя систему производства, внедряя автоматизированные комплексы и ужесточая контроль за качеством.
В результате этих преобразований с одной стороны - "Волги" подорожали (это уже были ГАЗ-31105 и ГАЗ-31025). Их стало продаваться меньше чем раньше. Дилеры распихивали машины по углам шоу-румов, где они покрывались пылью. С другой стороны рискнувшие покупатели отмечали что машина уже другая. Волга стала лучше и сборкой и двигателем.
На выставке MIMS-2002, проходившей в конце августа 2002-го года был показан вариант рестайлинга ГАЗ-3110.
Фото - "Авторевю"
Фото - "Авторевю"
Фото - "Авторевю"
Анонсировано начало выпуска обновленной машины, но пока без технической модернизации. Подвески и двигатель остались бы старыми.
Повторно модернизированный ГАЗ-3110 появляется в статье «Бархатная революция», которая вышла в №2 журнала «За рулем» от 2003-го года.
Машина выглядела крайне привлекательно по сравнению с серийными собратьями. В кои то веки ГАЗ представил образец в черном цвете, как и подобает быть "Волге". Обычно «показательные» машины красили в наркоманские цвета любых оттенков, только не строгих.
И вот конвейер в 2002-м встал.
Рейстайлинговую ГАЗ-3110 в производство так и не запустили. Как не запустили машины с оцинковкой 50-ти процентов кузова (60 деталей), опытно-промышленную партию которых изготовили в начале 2003-го на «Заводе автомобилей малых серий».
Оцинковка и рестайлинг, призванные повысить продажи, – крайне затратные мероприятия, если переводить их на основной конвейер. Цена товарной машины вырастет неминуемо, чего допустить нельзя – вообще покупать перестанут.
Надо сказать, что упоминания о шаровой подвеске, климатических установках и т.д. встречаются в тех.заданиях ГАЗа еще с начала выпуска ГАЗ-3110. Просто «гром не грянул» вовремя.
По настоящему спасти ситуацию может только новая машина, которая при постановке на производство обойдется дороже, но зато потом, за счет более высокой отпускной цены и массовости, затраты окупит. ГАЗ-3110, какая бы она не была, затрат не окупит. Машина устарела. Промышленный гигант радикально перепрофилировать на новые рельсы за год-два, чтобы "как заграница" - задача невыполнимая.
Самый дешевый и простой путь поддержать продажи – улучшить существующую платформу тем, что есть из заготовок. Но чтобы это выглядело как новый автомобиль.
Так уже происходило, когда на ГАЗ 24-10 головные фары вписали от автомобиля "ГАЗель" (кстати они же вместе с передними крыльями позже перекочевали на ГАЗ-3110) а задние фонари прикрутили от ГАЗ-3102. Вышла ГАЗ-31029.
Эту машину по выставкам и журналам не светили. Набросок по модернизации, выполненный в металле.
По внешнему виду рестайл машины крайне примитивен. Это по сути ГАЗ-3110 с передней головной оптикой от ГАЗ-3111 и задними рассеивателями нового образца.
Капот и передние крылья, скорее всего, выстучали вручную, поскольку позже они поменяют свою форму. На серийной ГАЗ-31105 от левого до правого крыла идет накладка, а капот накрывает ее сверху. У прототипа, как мы наблюдаем, между крылом и капотом существует стандартный зазор.
Решетка радиатора оформлена согласно заводского стиля тех времен.
Внизу по краям переднего бампера находятся, скорее всего, повторители поворотов, противотуманные фары и дневные ходовые огни. Бампер внизу имеет две секции воздухозаборника а не три как раньше.
Веселая, яркая корма по части пластика стала просто вызовом унылости отечественного автотранспорта. Задний гос.номер, как на некоторых ГАЗ-3110, переместился на бампер. Его место на крышке багажнике заняла светоотражающая накладка. Накладка гармонировала с задней оптикой модного дизайна.
Кроме фото никаких сведений об этой машине нет. Однако ее концепция, скорее всего, легла в основу стандартного ГАЗ-31105.
На выставках встречались вот такие, приближенные к серийным, машины:
Фото - "Авторевю"
Двери - старого образца
В августе 2003 года на "Автосалон-2003" в г.Москва был представлен предсерийный образец ГАЗ-31105.
Фото - mike_r-p
Фото - mike_r-p
Фото - mike_r-p
Машина мало отличалась от выпущенной позже, в январе 2004, серийной "Волги". С нее исчезли фары и повторители поворотов ГАЗ-3111, молдинг порога и шильдик исполнения внизу переднего крыла. Задняя оптика на конвейере устанавливалась старая, от ГАЗ-3110. "Новая" задняя оптика появилась на рестайлинговой машине в 2007 году.
В модернизацию ГАЗ-3110 вложено 15 миллионов долларов. После показов на выставках, осенью 2003, первые собранные серийно ГАЗ-31105 поступили в распоряжение журналистов.
Вот типичный образец ГАЗ-31105 конца 2003-го-начала 2004 года. Типичные колесные диски ГАЗ-3110. Часто с пластиковыми колпаками ГАЗ-3110. Позже на ГАЗ-31105 они встречались только на самых простых комплектациях.
Фото - "За рулем"
На фото ниже - рядовая колхозная ГАЗ-31105 тех времен.
На крышке багажника справа часто встречается орнамент "3110". Позже орнамент исчез вместе с отверстиями. Орнамента "31105" завод никогда не ставил.
На заре выпуска иногда продавались машины без никелированной накладки заднего бампера. На выставочных машинах встречаются цельноокрашенные задние бамперы с узким резиновым молдингом. Вполне возможно, меняя поставщиков, на машины устанавливали бамперы разных производителей. С накладками и без.
Конвейерные ГАЗ-3110 часто включали шаровые подвески уже на протяжении 2002 года, новые рулевые колонки и рули (от ГАЗ-31105) в 2003-м, новые двигатели 40621 и радиаторы с расширительным бачком над ВУТ тогда-же. А в это время ГАЗ-31105 получал те-же детали, только старого образца (от ГАЗ-3110).
Подобные переходные вещи не редки. ГАЗ всегда гибко относился к комплектации машин. Однако ручки и замки на ГАЗ-31105 нового образца, новая рулевая колонка встречаются и в 2003 и, конечно, являются превалирующими в 2004-м. Просто машины получались дороже, и их хуже покупали. Последние "дореволюционные" артефакты в виде старых двигателей с голубыми клапанными крышками встречаются в 2006 г.